Ассоциация Экспериментальной Авиации - Делаем деревянный винт

Самодельные Винты для Дельтаплана

Дельтапланы / Март 24, 2020

В последние годы в России возрождается движение любителей сверхлегкой авиации. Чаще всего такая техника приобретается в готовом к полету виде, благо продукция зарубежных, а с недавних пор и отечественных производителей вполне доступна. Но нередко летчики-любители поднимаются в воздух и на аппаратах, собранных в собственном гараже или на даче, — как в советские времена, когда планерный спорт был на подъеме.

Михаил Тетюшев преподаватель авиационного учебного центра «Размах крыльев», заведующий кафедрой «Динамика и управление летательных аппаратов» факультета «Авиационная техника» МАИ

О том, что представляет собой сверхлегкая авиация в наши дни и что нужно, чтобы стать полноправным участником воздушного движения, «МН» рассказал Михаил Тетюшев, преподаватель авиационного учебного центра «Размах крыльев», заведующий кафедрой «Динамика и управление летательных аппаратов» факультета «Авиационная техника» МАИ.

Можайский был «за», а Покрышкин — «против»

Сверхлегкую авиацию энтузиастам приходится возрождать с нуля: в 1990-е и в начале 2000-х движение, можно сказать, затухло. Меж тем история сверхлегкой авиации почтенна: со змеями-планерами экспериментировал пионер воздухоплавания Александр Можайский, в 90-е годы XIX века немецкий изобретатель Отто Лилиенталь совершил около 2 тыс. полетов на балансирах-планерах. Массово этот вид спорта начал развиваться в СССР в 1920-е годы при поддержке Осоавиахима и его преемника ДОСААФ: тогда существовала масса летных школ, в том числе и в провинции, присуждалось звание мастера планерного спорта СССР.

В начале 1970-х была образована Федерация дельтапланерного спорта. Александр Покрышкин, знаменитый летчик, трижды Герой Советского Союза, маршал авиации, возглавлявший тогда ДОСААФ, был, однако, против этого. Но любителей-планеристов поддержали известные люди, и объединению дали зеленый свет. Преемником объединения стала ныне существующая Объединенная федерация сверхлегкой авиации (ОФ СЛА) во главе с заслуженным военным летчиком СССР, заслуженным тренером России Владимиром Забавой.

Любители тогда летали на так называемых чистых крыльях — дельтапланах без мотора. Позднее появились мотодельтапланы, или дельталеты, как называют их сейчас.

После перестройки, в 1990-е годы, было не до развития любительской сверхлегкой авиации: мешал довольно долгий провал в экономике. Сейчас движение потихоньку восстанавливает численность, появились новые виды сверхлегкой авиации и винтокрылые летательные аппараты, у которых подъемная сила создается несущим винтом — ротором, вращающимся под действием набегающего воздуха.

Источник: www.mn.ru