Дельтаплан с Мотором Чертежи
Прошло 8 лет с тех пор, как статья о моих аэросанях «Простор» была напечатана на страницах «Моделиста-конструктора» (№ 1 за 1998 г.). К сожалению, количество опубликованных на эту тему материалов за прошедшие годы можно пересчитать по пальцам, хотя я уверен, что интерес к аэротехнике у конструкторов-самодельщиков большой, и не только у жителей Алтая и Крайнего Севера. После «Простора» у меня появились новые аэросани (пока без названия, оно созреет позже, когда будет сделана кабина), на этот раз одноместные.
И хотя они построены по классической трехлыжной схеме, надеюсь, что читателям будут интересны новые конструктивные решения лыж, подвески, рулевого управления и т.д. Но обо всем этом в следующих материалах, а данная публикация посвящается разработанным мною различным вариантам силовой установки для аэротехники. Начну с двигателя, получившего обозначение Д-30 (фото 1). Он 2-цилиндровый, на базе деталей мотороллера «Тулица» и пускового двигателя ПД-8, имеет мощность 30 л.с.
Один карбюратор К-62И на два цилиндра. Шестерни редуктора — от газораспределительного механизма двигателя трактора МТЗ-80 (передаточное отношение i = 2, 65). Агрегат, представленный на этом снимке, оснащен электростартером и аккумуляторной батареей типа 6 СТ-45. Генератор Г-424 от мотоцикла «Урал». Зажигание — батарейное, катушки зажигания — от ВАЗ-2106 (2 шт.), прерыватель — от «Юпитера-5», регулятор напряжения —121.3702М, тахометр — от ВАЗ-2106. Предусмотрена подача подогретого воздуха в карбюратор (с выхлопной трубы правого по ходу цилиндра). Емкость топливного бака — 30 л.
Подача бензина в карбюратор при работающем двигателе осуществляется вакуумным бензонасосом, а перед запуском — насосом от ВАЗ-2106, который включен в подающую магистраль последовательно с вакуумным. Привод генератора — ременный. Стартер и аккумуляторную батарею 6СТ-45 можно снять, установив вместо них лишь аккумулятор 6МТС-9 — это облегченный вариант (при запуске двигателя за винт). Диаметр винта — 1, 6 м. Направление вращения воздушного винта — левое. Д-30 испытывался и с другими системами зажигания (фото 2).