Аэрос - дельтапланы - AEROS

Размер Дельтаплана

Дельтапланы / Декабрь 27, 2016

Техника - молодёжи 1976-06, страница 51АЛЬФА И ОМЕГА ДЕЛЬТАПЛАНА

ВИКТОР КОЗЬМИН, инженер

Инженер Виктор Козьмин — руководитель секции дельтапланеризма прн одном из подмосковных предприятий. В своей статье он сообщает читателям, поклонникам нового вида спорта, некоторые сведения об устройстве и аэродинамике простейшего летательного аппарата, необходимые для тех, кто намерен заняться дельтапланеризмом.

Что же помогло дельтаплану столь быстро утвердиться в семье летательных аппаратов? Прежде всего легкие и прочные материалы.

Основу аппарата составляют три жесткие балки — килевая и две боковые, связанные четвертой, поперечной балкой. На каркас натягивается купол — несущая поверхность дельтаплана. Килевая и поперечная балки в месте пересечения соединяются болтом, к которому крепится рукоятка управления с системой подвески пилота. Тросовые растяжки позволяют снизить полетные нагрузки на балки.

Материал купола — дакрон. Подходит и пграшютный капрон. Чтобы уменьшить воздухопроницаемость ткани, необходима обработка — каландрирование или пропитка специальным раствором.

У «водного змея» должны быть пенопластовые поплавки. Для нашей модели изготовлены поплавки в форме лыж (с размерами 750 X 300X180 мм). Это позволило к уже известным видам старта добавить еще один — «старт с живота».

Размеры дельтаплана, изготовленного в нашей секции, близки к опубликованным в журнале (см. «ТМ» № 9 за 1973 г.). Длина килевой балки 5, 2 м, площадь купола 18 м2, высота рукоятки управления 1, 5 м, ширина 1, 2 м. Площадь купола определяется оптимальной удельной нагрузкой, равной для дельтаплана 5 кг/м2, и может варьироваться в зависимости от веса спортсмена. Размеры рукоятки выбраны из условий безопасности и оптимального режима полета. Произвольное их изменение недопустимо.

Максимальное аэродинамическое качество дельтаплана К = 4. Это значит, что при планировании на каждые четыре метра пути приходится один метр потери высоты. Построением прямоугольного треугольника с отношением катетов 1 : 4 можно определить угол планирования. Он равен 14°. Отсюда следует, что максимальная дальность полета на дельтаплане равна учетверенной величине перепада высот начала и конца пути. Очевидно, что при старте с горы крутизна склона должна быть не менее 14°. При меньшей крутизне возможны лишь полеты-прыжки на небольшие расстояния, порядка 10 метров. При ветре картина резко меняется. Встречный поток может значительно увеличить дальность полета. Так, полет с Фудзиямы на 20 км был установлен при перепаде высот всего лишь в 2436 м. Помог встречный ветер со скоростью 10 м/с.

Начинать разгон нужно при небольших углах атаки, увеличивая угол к моменту отрыва от склона. Эта рекомендация не относится к буксировочным полетам, когда за-

Источник: zhurnalko.net