Простейший Дельтаплан
Сверхлегкая авиация как самостоятельное направление развития авиации начала формироваться в середине 70-х годов с появлением дельтаплана. Этот принципиально новый и уникальный летательный аппарат, появившийся в начале семидесятых годов, очень быстро распространился по всему миру, включая и Советский Союз. Мало кто знает, что скорость распространения дельтаплана по миру превзошла скорость распространения компьютера. Первые экземпляры дельтаплана с рулевой трапецией и подвесной системой пилота появились в Австралии в 1971 году. И буквально через несколько лет этот простейший летательный аппарат летал уже на всех континентах. Первый дельтаплан в нашу страну завез человек, которого по праву можно считать родоначальником дельтапланеризма в России - Михаил Борисович Гохберг, доктор физико-математических наук, профессор, в то время заместитель директора Объединенного института физики Земли имени О.Ю. Шмидта.
Принципиальные отличия дельтаплана от других летательных аппаратов: балансирный способ управления, осуществляемого пилотом за счет перемещения собственного центра масс; взлет и посадка с ног пилота; разборное крыло с жестким каркасом и мягкой непроницаемой обшивкой.
Пионером создания планеров с балансирным управлением является немецкий инженер, исследователь и пилот Отто Лилиенталь. Свой первый планер Лилиенталь построил в 1891 году, использовав для его постройки ивовые прутья и пропитанную хлопчатобумажную ткань. Лилиенталь выполнил на своих планерах более 2000 полетов на высоте до 20 м и с дальностью до 400 м, держась руками за брусья и управляя планером перемещением нижней части своего тела. Один из его планеров можно увидеть сегодня в музее Н.Е. Жуковского в Москве. Идея создания дельтавидного крыла принадлежит инженеру Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (NACA) США Френсису Рогалло. В 1964 году Дик Миллер (США) изготовил из бамбука и полиэтилена планер с крылом Рогалло и подвесной системой пилота, которая избавила его от необходимости постоянно висеть на руках. Австралиец Дейв Килборн предложил в 1971 году для подобного планера конструкцию рулевой трапеции. Соединившись все вместе, эти идеи и позволили создать самый простой и доступный в то время летательный аппарат, который дал возможность многим людям, мечтающим о полетах почувствовать, себя птицей. Именно дельтаплан дал толчок к развитию сверхлегкой авиации в последние десятилетия прошлого века.